Безопасность в Интернете касается всех, касается каждого.

18.12.2014 20:10

 

        Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы их деятельности. Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть – Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыли новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляет молодое поколение.

        Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и Интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети. И в связи с этим в нашей школе прошел Единый классный час о безопасности детей в Интернете.

 

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться иль играть.

Информацию черпают,

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно ж...

                        (Интернет)

 

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. А почему мы говорим о безопасности в интернете? Чего надо опасаться? Так ли полезен интернет, как думают многие из  его пользователей? Именно с таких вопросов  начался наш час общения.

 

Люди узнали об Интернете

И быстро попали в крепкие сети.

В сети попали - выхода нет,

Помощник и друг нам теперь Интернет!

Всё, что сегодня хотите узнать,

Письма в далёкие страны послать,

С миром связаться, от мира уйти -

Всё в Интернете можно найти!

Дети по сети в игрушки играют,

Взрослые редкие книги читают,

Можешь ты здесь и диплом получить,

Фильм посмотреть, и продать, и купить...

Всё в Интернете сегодня возможно,

Всё упростилось, бывшее сложным.

И нет границ, и пространств как бы нет...

Эти проблемы решил Интернет!

 

«А что вы делаете в Интернете?» Ответы на данный вопрос  ребята записали на вырезанных из цветной  бумаги цветах розы, а затем  составили  красивый букет. Но также  отметили, что, несмотря на красоту,  у розы есть очень колючие шипы. И действительно, кроме того, что Интернет помогает нам в учебе, и мы находим в нем много полезной информации, в нем можно встретить и опасности.

Далее ребятам на примере сказки об Интернет-государстве и Смайл-царевиче были рассказаны золотые правила безопасности в Интернете. Также школьники узнали, почему Интернет называют сетью или паутиной, выяснили, что популярность Интернета связана, в первую очередь,  с потреблением информации. А в сети ее просто море. Мы  же с вами маленькие кораблики, которые по этому морю путешествуют.

            После необычной сказки нужно было ответить на довольно сложный для детей вопрос: «Какие  опасности подстерегают нас в Интернете?»

На каждую опасность, названную ребятами,  в кораблик добавлялся камушек, который тянул его на дно.

Вот они, основные опасности:
1. Преступники в интернете.

Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
2. Вредоносные программы.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему  компьютеру и хранящимся на нем данным.

3. Азартные игры.

Сайты с азартными играми обычно содержат игры, связанны с выигрышем или

проигрышем настоящих денег.
4. Интернет-дневники.

Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных

потенциально опасно.
5. Недостоверная информация.

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной.

6. Материалы нежелательного содержания.

К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с  ненормативной лексикой.

 

От этих серьезных опасностей наш кораблик чуть было не утонул. Но опытный капитан никогда не допустит, чтобы его корабль столкнулся с подводными камнями. Отвечая на вопрос: «Как избежать этих опасностей?», ребята спасали бумажный кораблик, убирали с его палубы камушки, а заодно  составили золотые правила безопасности в Интернете:

1. Преступники в интернете.

Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.    Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.  
2. Вредоносные программы.

а) Никогда не открывайте без родителей никаких вложений, поступивших с электронным письмом.

б) Скачивайте файлы из надежных источников.

в) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
3. Азартные игры.

Помните, что  нельзя играть на деньги. Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.
4. Интернет-дневники.

Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию.

5. Недостоверная информация.

Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
6. Материалы нежелательного содержания.

Используйте средства фильтрации нежелательного материала. Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.
 

Ребята сделали вывод:  самое главное правило пользователя Интернета  -

 Будь внимателен и осторожен! Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

Все ученики получили памятки.

НЕЛЬЗЯ:

- Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей)

- Нельзя открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя.

- Нельзя рассылать самому спам и «информационную грязь».

- Нельзя грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно.

- Никогда не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших. Спроси родителей.

- Встречаться  с Интернет-знакомыми в реальной жизни, встреча бывает опасной: за псевдонимом может скрываться преступник

 

 

            В продолжение  часа общения с детьми, было проведено общешкольное родительское собрание на тему «Виртуальное общение – это благо или зло?»

Учителя и  родителями говорили о том, что на сегодняшний день Интернет- это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. Невозможно представить себе жизнь без Интернета, который вошёл во все сферы деятельности, быта и культурной жизни человека. Для многих людей он становится большой информационной виртуальной книгой, без которой они не смогли бы прожить. Интернет настолько многогранный, что каждый находит в нём что-то нужное и ненужное, интересное и бесполезное. Так что в Интернете есть свои плюсы и свои минусы.

Родители разделились на две команды: те,  кто считает, что Интернет - это благо (команда зеленых).  Те, кто считает, что Интернет – это зло (команда красных). Команды высказывали свои плюсы и минусы общения в Интернете. Мнений оказалось поровну, никому не удалось победить.

Далее члены команды должны были  виртуально зарегистрироваться в социальной сети, и попробовать узнать человека по заполненной анкете.  Оказалось, не все говорят о себе правду и под положительным описанием может встретиться отрицательная личность.

Много говорили и чатах.  «Почему люди так потянулись сюда? Почему здесь проще общаться, чем в жизни? Общаться в Интернете проще потому, что общение здесь неполноценное. Это общение, на 70-80 процентов состоящее из игры воображения. В реальной жизни речь - это малая часть канала информации. Есть еще мимика, жесты, поведенческие стереотипы, символы, которые расходятся как круги на воде, отталкиваясь от двух берегов - личности говорящего и слушающего. В Сети у нас есть только одно реальное осязаемое явление: текст и статичная графика. Мы додумываем остальное. Ничто не мешает нам сделать из своего собеседника - идеального для нас. Из одного-двух слов мы определяем его реакцию и формируем его образ. А поскольку для нас это идеальный собеседник - то нам с ним интересно, мы для него тоже раскрываемся с приятной стороны. И для него мы тоже - интересный собеседник. Получается обратная реакция. То есть, как будто бы мы становимся лучше, благодаря собственной фантазии и благодаря Интернету.

            Следующей была игра «Крокодил» - предлагалось изобразить определенные ситуации и   ответить на вопрос: «Легко ли было изображать данное? Что было самым трудным, на ваш взгляд?» (Мимика, жесты, поведенческие стереотипы)

Вывод: Интернет не сможет выразить все те чувства, эмоции, переживания, которые мы можем наблюдать, наяву ведя беседу с человеком, а не через экран монитора.

Все это, на первых парах, часто создает иллюзию ненужности реальных контактов, которые протекают гораздо сложнее, чем в виртуальном пространстве.

И вот, казалось бы, простое  задание - попробовать  по электронной почте пригласить своего виртуального друга попить чай с лимоном или кофе. «Как вы это сделаете?»  Ответы команд были похожие, но чего-то не хватало.

А я предложила попробовать мой кофе или чай с лимоном: «Вдыхайте аромат свежеприготовленного зелёного чая и кофе,  наслаждайтесь их  изысканным вкусом и насыщенным цветом, почувствуйте всю прелесть этих  древних  напитков». И все родители с удовольствием пили чай и кофе. А беседа продолжалась.

Так что же – «Виртуальное общение – это благо или зло?»

Однозначного ответа мы опять не получили. Победы ни одной команды быть не может. Чем больше будет развиваться цивилизация, тем способы общения между людьми тоже будут усовершенствоваться. Человечество всегда находится в поиске новых форм общения….

В заключение беседы, так как команды состояли из родителей наших учащихся,  

во избежание  негативных последствий, им было предложено познакомиться с рекомендациями по безопасному пользованию детьми Интернетом. Эти рекомендации родители  находили  в воздушных шарах. Вот они:

- Прежде, чем позволить ребенку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях Сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники и др.) и их последствиях.

- Четко определите время, которое Ваш ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать.

- Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.

- Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения.

- Спрашивайте ребенка о том, что он видел и делал в Интернтете.

- Объясните ребенку, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

- Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации.

Всем родителям были подарены данные памятки.

А мне хочется отметить, что жизнь устроена на энергетическом балансе «брать-давать». В Интернете мы отдаем свою энергию неизвестно куда и зачем. Сеть высасывает ее, как губка. Жизненная сила нам дается эмоциями, но не поверхностными, а направленными на то, чтобы действовать. Энергия зарыта в реальных делах, реальных действиях и реальных связях. И Интернет может стать помощником в их поиске.

Используйте виртуальный мир как инструмент для расширения своих интересов в реальной жизни.  Но не забывайте - ничто не заменит нам роскошь общения, но не виртуального, а реального.

 

                                                                                       Мычко Светлана Александровна, педагог-организатор МКОУ СОШ с.Верхний Сеймчан.