Интегрированный урок математики и истории "Блокада Ленинграда"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Верхний Сеймчан
Среднеканского района Магаданской области
Интегрированный урок математики и истории
«Блокада Ленинграда»
Проводится в 5 и 7 классах
Цели урока:
1. Воспитание патриотических чувств.
2. Закрепление тем «Проценты», «Действия с дробями»
Автор - учитель математики
Мычко Светлана Александровна
Верхний Сеймчан 2013г.
Интегрированный урок математики и истории
«Блокада Ленинграда»
Проводится в 5 и 7 классах
Цели урока:
1. Воспитание патриотических чувств.
2. Закрепление тем «Проценты», «Действия с дробями»
Оборудование: мультимедийная установка с презентацией, карточки с заданиями для каждого ученика, выставка картин, книг, о блокадном Ленинграде. На блюдце кусочки черного хлеба: 125г, 42г, 63г.
Ход урока:
1 слайд
Вступительное слово учителя. Формулировка темы и целей вместе с учениками.
Инструктаж о работе на уроке.
Задания выполняем параллельно 5, 6 и 7 классы, но задания разные. После каждого задания делаем самопроверку и заполняем оценочные лмсты.
2 слайд
Учитель читает стихи Анны Ахматовой
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
3 слайд и запись на магнитной доске
5 класс – расставить дроби в порядке возрастания и узнать даты начала и окончания блокады.
6 и 7классы решают задачу № 1
6 и 7 классы - Задача1. До войны в Ленинграде проживало 3млн 30тыс человек. С начала войны были эвакуированы 21% . Сколько человек было эвакуировано?
(Вставляем ответы в презентацию).
4 слайд
Все решаем задачу № 2, и узнаем, сколько детей осталось в блокадном Ленинграде.
6 и 7 классы – Задача 2. Почти 2,5млн человек осталось в блокадном Ленинграде. Среди них были дети. Сколько было детей, если они составляли 16%?
Задание № 2. Выполни действия и ты узнаешь, сколько детей осталось в блокадном Ленинграде.
2 500 000 : 100 * 16 =
Слайд 5
Решаем задачи № 3и восстанавливаем слайд.
6 и 7 классы – Задача 3. Площадь Ленинграда составляет приблизительно 309, 375 км². На 1 км² городской территории пришлось в среднем 480 снарядов. Сколько снарядов было выпущено на Ленинград во время блокады?
5 класс Задача № 3. Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Только 1/3 этого времени город не подвергался обстрелам. Сколько дней продолжались вражеские обстрелы?
Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады.
Слайд 6
Из писем на большую землю.
Наш город в снег до пояса закопан.
Но если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть…
Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сраженных смертью,
Что означает:
«Смертью
смерть
поправ»,
Мы знаем:
Клятвы говорить не просто.
Но если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!
Слайд 7
Решаем задачи № 4
6 и 7 классы – Задача 4. Ленинградцы во время блокады изготовили 225000 автоматов, что составило 2,25% от изготовленных ими снарядов. Сколько снарядов изготовили ленинградцы?
5 класс. Задача № 4. За время блокады ленинградцы отремонтировали и отправили на фронт 15500 боевых единиц. Из них минометов в 6 раз больше, чем танков, а самолетов на 500 больше, чем танков. Сколько танков, минометов и самолетов выпустили и отремонтировали блокадники?
Дополни краткую запись и реши задачу через уравнение.
Танков – х
Минометов –
Самолетов –
Примеры № 5 Решить и сделать взаимопроверку в парах.
6 и 7 классы Примеры № 5.Выполните действия, и вы узнаете, сколько кораблей отремонтировали ленинградцы во время блокады.
(7,7 * 5 + 2,2) : 0,1 =
5 класс. Примеры № 5. Выполните действие, и вы узнаете, сколько кораблей отремонтировали ленинградцы во время блокады
40,7 : 0,1 =
О том, как трудно было выжить людям в это суровое время, послушайте стихотворение «Февраль»
Слайд 8
Февраль
Какая длинная зима, как время медленно крадется!
В ночи
Ни люди, ни дома не знают, кто из них проснется.
И поутру, когда ветра метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом.
В нас голод убивает страх. Но он же убивает силы…
На Пискаревских пустырях все шире
Братские могилы…
Слайд 9
Учитель читает текст, ребята работают устно. Восстанавливаем слайды.
УСТНЫЙ СЧЕТ
5 класс: Умножение и деление десятичных дробей
1,4 * 100 000=
64,1 * 10 000=
800 : 0,001=
1,7 * 10 000=
0,34 : 0,00 001=
Слайд 10
Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941 -1942гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная Дорогой жизни.
Слайд 11
Высвечивается текст о «Дороге жизни», ребята читают и выполняют задание № 6 (Индивидуальная работа)
Решить задачу № 6. 73,5 тонн продовольствия погрузили в конные упряжки по 6 мешков в каждую. Сколько потребовалось упряжек, если в одном мешке 35 кг продуктов?
Слайд 12
6 и 7 классы Примеры № 7. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько тонн продовольствия было доставлено в блокадный Ленинград по Дороге жизни.
(х – 0,997х) * 2 = 1572
5 класс. Примеры № 7. Выполните деление в столбик, и вы узнаете, сколько тонн продовольствия было доставлено в Ленинград во время блокады по Дороге жизни.
786 : 0,003 =
Слайд 13
Проверяем домашнее задание. (5 класс) 7 класс – Устный счет
n Подсчитайте, сколько граммов весит 1/ 8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.
n Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки?
n Сколько граммов приходится на 1/ 24 часть буханки?
n Что больше: 1/ 24 или 1/ 16 ?
n Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба?
n На сколько граммов?
Слайд 14
Учитель показывает Суточную норму хлеба блокадного Ленинграда
Учитель: «Сейчас Даша прочитает вам рассказ из книги Воскобойникова «Кусочек хлеба»
Рассказ «Кусочек хлеба»
из книги Воскобойникова «900 дней мужества»
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24 (62,5 г вместо 41,66г. Это больше примерно на 21 г на каждого.) но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
(Дать ребятам посидеть в тишине, осмыслить услышанное)
Слайд 15
Учитель читает стихи А. Прокофьева
Я много дум поведаю тетради
Про наши героические дни,
Но если е скажу о Ленинграде –
К чему стихи мои,
зачем они?
Последний слайд
Рефлексия. Составление синквейна, самооценивание
Спасибо за урок!