Интегрированный урок математики и истории "Блокада Ленинграда"

19.03.2014 02:15

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Верхний Сеймчан

Среднеканского района Магаданской области

 

 

 

 

Интегрированный урок математики и истории

 

«Блокада Ленинграда»

Проводится в 5 и 7 классах

Цели урока:

      1. Воспитание патриотических чувств.

2. Закрепление тем «Проценты», «Действия с дробями»

 

 

 

 

 

 

 

Автор - учитель математики

Мычко Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Верхний Сеймчан 2013г.

 

 

Интегрированный урок математики и истории

 

«Блокада Ленинграда»

Проводится в 5 и 7 классах

Цели урока:

1. Воспитание патриотических чувств.

2. Закрепление тем «Проценты», «Действия с дробями»

Оборудование:  мультимедийная установка с презентацией, карточки с заданиями для каждого ученика, выставка картин, книг, о блокадном Ленинграде. На блюдце кусочки черного хлеба: 125г,  42г, 63г.

Ход урока:

 

1 слайд

Вступительное слово учителя. Формулировка темы и целей вместе с учениками.

Инструктаж о работе на уроке.

Задания  выполняем параллельно 5, 6 и 7 классы, но задания разные. После каждого задания делаем самопроверку и заполняем оценочные лмсты.

 

2 слайд

Учитель читает стихи Анны Ахматовой

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

 

3 слайд и запись на магнитной доске

5 класс – расставить дроби в порядке возрастания и узнать даты начала и окончания блокады.

6 и 7классы решают задачу № 1

6 и 7 классы - Задача1. До войны в Ленинграде проживало 3млн 30тыс человек. С начала войны были эвакуированы 21% .  Сколько человек было эвакуировано?

(Вставляем ответы в презентацию).

 

4 слайд

 Все решаем задачу № 2, и узнаем, сколько детей осталось в блокадном Ленинграде.

6 и 7 классы – Задача 2. Почти 2,5млн человек осталось в блокадном Ленинграде. Среди них были дети. Сколько было детей, если они составляли 16%?

Задание № 2. Выполни действия и ты узнаешь, сколько детей осталось в блокадном Ленинграде.

2 500 000 : 100 * 16 =

 

Слайд 5

Решаем задачи № 3и восстанавливаем слайд.

6 и 7 классы – Задача 3. Площадь Ленинграда составляет приблизительно 309, 375 км².  На 1 км² городской территории пришлось в среднем 480 снарядов. Сколько снарядов было выпущено на Ленинград во время блокады?

5 класс Задача № 3. Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Только 1/3 этого времени город не подвергался обстрелам. Сколько дней продолжались вражеские обстрелы?

 

Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады.

 

 

Слайд 6

Из писем на большую землю.

Наш город в снег до пояса закопан.

Но если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть…

Но в то, что умер город наш, -

Не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх.

Мы знаем от людей, сраженных смертью,

Что означает:

«Смертью

              смерть

                       поправ»,

Мы знаем:

Клятвы говорить не просто.

Но если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг!

 

Слайд 7

Решаем задачи № 4

6 и 7 классы – Задача 4. Ленинградцы во время блокады изготовили 225000 автоматов,  что составило 2,25% от изготовленных ими снарядов. Сколько снарядов изготовили ленинградцы?

5 класс. Задача № 4. За время блокады ленинградцы отремонтировали и отправили на фронт  15500 боевых единиц. Из них минометов в 6 раз больше, чем танков, а самолетов на 500 больше, чем танков. Сколько танков, минометов и самолетов выпустили и отремонтировали блокадники?

 

Дополни краткую запись и реши задачу через уравнение.

 

Танков – х

Минометов –

Самолетов –

 

Примеры № 5 Решить и сделать взаимопроверку в парах.

6 и 7 классы  Примеры № 5.Выполните действия, и вы узнаете, сколько кораблей отремонтировали ленинградцы во время блокады.

(7,7 * 5 + 2,2) : 0,1 =

5 класс. Примеры № 5. Выполните действие, и вы узнаете, сколько кораблей отремонтировали ленинградцы во время блокады

40,7 : 0,1 =

 

 

О том, как трудно было выжить людям в это суровое время, послушайте стихотворение «Февраль»

 

 

 

Слайд 8

Февраль

Какая длинная  зима, как время медленно крадется!

В ночи

Ни люди, ни дома не знают, кто из них проснется.

И поутру, когда ветра метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх. Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях все шире

Братские могилы…

 

 

Слайд 9

Учитель читает текст, ребята работают устно. Восстанавливаем слайды.

УСТНЫЙ СЧЕТ

5 класс: Умножение и деление  десятичных дробей

1,4 * 100 000=

64,1 * 10 000=

800 : 0,001=

1,7 * 10 000=

0,34 : 0,00 001=

 

 

Слайд 10

Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941 -1942гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная Дорогой жизни.

 

Слайд 11

Высвечивается текст о «Дороге жизни», ребята читают и выполняют задание № 6 (Индивидуальная работа)

Решить задачу № 6.  73,5 тонн продовольствия погрузили в конные упряжки по 6 мешков в каждую. Сколько потребовалось упряжек, если  в одном мешке 35 кг продуктов?

 

 

Слайд 12

6 и 7 классы  Примеры № 7. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько тонн продовольствия было доставлено в блокадный  Ленинград по Дороге жизни.

(х – 0,997х) *  2 = 1572

5 класс. Примеры № 7. Выполните деление в столбик, и вы узнаете, сколько тонн продовольствия было доставлено в Ленинград во время блокады по Дороге жизни.

786 : 0,003 =

 

Слайд 13

Проверяем домашнее задание. (5 класс) 7 класс – Устный счет

 

n  Подсчитайте, сколько граммов весит    1/ 8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.

n  Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки?

n  Сколько граммов приходится на 1/ 24 часть буханки?

n  Что больше: 1/ 24 или 1/ 16 ?

n  Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? 

n  На сколько граммов?

 

 

Слайд 14

Учитель показывает Суточную норму хлеба блокадного Ленинграда

Учитель:  «Сейчас Даша прочитает вам рассказ из книги Воскобойникова «Кусочек хлеба»

Рассказ «Кусочек хлеба»

из книги Воскобойникова «900 дней мужества»

 

Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24 (62,5 г вместо 41,66г. Это больше примерно на 21 г на каждого.) но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

(Дать ребятам посидеть в тишине, осмыслить услышанное)

 

 

Слайд 15

Учитель читает стихи А. Прокофьева

Я много дум поведаю тетради

Про наши героические дни,

Но если е скажу о Ленинграде –

К чему стихи мои,

                            зачем они?

 

Последний слайд

Рефлексия.  Составление синквейна, самооценивание

 

 

Спасибо за урок!