«Как мы общаемся»

21.03.2016 00:44

Сценарий собрания  для родителей учащихся 5-9 классов

«Как мы общаемся»

 
Цель: показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.
Методы:  родительский практикум с элементами игры.
 
Ход собрания.
Психологический настрой. Приветствие.
-Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас сегодня, и благодарю за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить наше собрание.
Учитель читает высказывание:
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.
-Как вы думаете, о чем это высказывание? (обсуждение)
Обобщение: человек не может быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми. Сегодня мы с вами попробуем выяснить, какова роль общения, как мы общаемся с детьми.
Игра «Связанный ребенок».
Учитель вызывает одного родителя для демонстрации – это «ребенок»
Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади… Мы связываем ему ноги (родителю ленточкой связывают ноги).
Не трогай то, не трогай это…. Мы связываем ему руки.
Не слушай, это не для твоих ушей… Завяжем ему уши.
Не кричи, не разговаривай громко…. Завяжем ему рот.
Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза.
 
-Давайте спросим нашего «ребенка», как он себя сейчас чувствует?
         - Запретами ничего не добьешься. С ребенком нужно общаться.
 
-Предлагаю  познакомиться с принципами общения, которые помогут вам достойно сделать замечания. Преодолеть свой гнев, не унижая достоинства ни своего, ни ребенка, научат, как вовремя похвалить детей, как преобразовать ваши собственные негативные установки в позитивные. Приглашаю вас к активному сотрудничеству. Каждому из вас предстоит побывать и в роли ребенка, и в роли взрослого.
 
Высвечивается таблица, которая будет постепенно заполняться)
 
 
 
Принципы общения: «Я» - СООБЩЕНИЯ:   
Замечания.
Говорить нужно о ситуации, а не о личности. Я чувствую
Я переживаю
Я расстроен
Я очень огорчен
Я возмущен
Мне приятно
Мне нравится
Мне не нравится
Мне больно и обидно
Мне хотелось бы…   
Гнев.
«Я» - сообщения не унизят ничьего достоинства.   
Похвала.
Хвалить следует поступки, а не характер.
 
Как правильно делать замечания?
Делая замечания, взрослые могут:
-Обвинять и стыдить ребенка,
-Поучать и укорять его;
-Угрожать и задабривать.
СИТУАЦИЯ. В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Вы, ребенок, тянетесь за хлебом и опрокидываете на белоснежную скатерть стакан с соком. Что скажут вам родители? (Высказывания)
(Обобщение на слайде- таблице. Принцип общения: 1. Замечания. Говорить нужно о ситуации, а не о личности)
Как выражать свой гнев?
Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у родителей «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойными. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения.
СИТУАЦИЯ:
Представьте, что вы после неоднократных замечаний входите в комнату ребенка и видите, что уроки не сделаны, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки. Ваша реакция. (Высказывания родителей.)
(На слайде-таблице. 2. Гнев «Я» - сообщения не унизят ничьего достоинства. Обратить внимание на правую часть таблицы «Я» - сообщения:) 
Как похвалить ребенка?
Какое из утверждений истинно, на ваш взгляд?
-«Хвалить вредно»
-«Хвалить полезно» (Высказывания родителей)
-Ребенка хвалить вредно, но поступки хвалить полезно. Почему психологи советуют родителям избегать открытой похвалы? (Мнение родителей). Оказывается, открытая похвала у детей вызывает тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными.
(На слайде-таблице. 3. Похвала. Хвалить следует поступки,  а не характер.)
Родительские суждения.
Сказанное невзначай, не со зла, любое выражение в адрес ребенка откладывается в багаже его подсознания, может повлиять на его дальнейшую жизнь. Давайте обсудим различные варианты наших суждений о ребенке  и проанализируем их возможные последствия. (Работа на слайде)
 
Негативные суждения Последствия Позитивные суждения   
«Ты плохой, отдам тебя в детдом!» или «Я от тебя ухожу, мне такой ребенок не нужен!» Чувство вины, повышенная тревожность, страхи одиночества, «уход» в себя, замкнутость, ощущение своей ненужности. «Что бы ни случилось, я никогда тебя не оставлю!»   
«Что ты за неряха!» Чувство вины. «Как приято на тебя смотреть, когда ты чистый и на тебе чистая одежда!»   
«Ты просто плакса, нытик!» Сдерживание эмоций, тревожность, глубокие переживания даже незначительных проблем повышенное эмоциональное напряжение «Поплачь, тебе будет легче!»
 
Тест для родителей «Как вы общаетесь с детьми?».
Предлагаю родителям выбрать из перечисленных те фразы, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми.
1. «Сколько раз тебе повторять!»
2. «Посоветуй мне, пожалуйста…»
3. «Не знаю, что бы я без тебя делала!..»
4. «И в кого ты такой уродился?»
5. «Какие у тебя замечательные друзья!»
6. «Ну, на кого ты похожа!..»
7. «Вот я в твое время…»
8. «Ты моя опора и помощница(к)»
9. «Ну, что за друзья у тебя!»
10. «О чем ты только думаешь?!»
11. «Какая ты у меня умница!»
12. «А как ты считаешь, сынок (доченька)?»
13. «У всех дети как дети. А ты?!»
14. «Какой ты у меня сообразительный(ая)!»
Балл оценки данных фраз:
1) 2 балла; 8) 1 балл;
2) 1 балл; 9) 2 балла;
3) 1 балл; 10) 2 балла;
4) 1 балл; 11) 1 балл;
5) 1 балл; 12) 1 балл;
6) 2 балла; 13) 2 балла;
7) 2 балла; 14) 1 балл.
Подсчитайте сумму баллов оценки избранных фраз.
7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам.
 
В заключение нашего собрания предлагаю Вам послушать притчу.     
 
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
 
-То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаю удачи!
 (Раздаются  «Золотые правила воспитания»)
 
-Благодарю всех за участие!