«Какого цвета Родина?»
21.03.2016 00:53
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов
«Какого цвета Родина?»
Задачи:
- раскрывать значение понятий «гражданин», «гражданский долг» и «гражданские чувства»;
- развивать потребность в служении обществу и своей стране;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважение к своим соотечественникам.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки для заданий, песня «С чего начинается Родина», смайлики для оценивания и рефлексии.
Ход классного часа:
Учитель:
-Здравствуйте, ребята!
-Мне очень приятно встретиться с вами. Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.
- Хорошо, что солнце светит! (поднимаем руки вверх) - Хорошо
- Хорошо, что дует ветер! (машем на себя) - Хорошо
- Хорошо в краю родном! (разводим руками) - Хорошо
- Хорошо там, где наш дом! (показываем на себя) - Хорошо
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
- А кто мы – жители этой планеты? (Земляне)
- Как называется наша страна? (Россия)
- А кто мы – жители этой страны? (Россияне)
(Звучит песня Д. Тухманова на стихи Р. Рождественского «Родина моя»).
(На доске висит карта России, на экране демонстрируются слайды с фотографиями детей разных народностей, населяющих Российскую Федерацию).
- Ребята, только что прозвучала прекрасная песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя», мы посмотрели фотографии детей разных национальностей, населяющих нашу огромную Родину, на доске вы видите карту России.
- Какая она, наша Родина? (Высказывания детей)
Мы живем в одной из самых больших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей. Все люди, населяющие нашу Родину, абсолютно разные, но каждый неповторим и имеет право жить на планете достойно. Надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, быть терпимыми по отношению друг к другу. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Ученик читает стихотворение.
«Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит.
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой – готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей – весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна!
В. Степанов
Инсценировка сказки М. Скребцовой «Цветок кактуса»
( Слова автора читает учитель)
Однажды утром в жаркой пустыне, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг.
- Интересно, можно ли утонуть в песках? А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?
Его мать сердилась и ворчала:
-Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!
Но кактус не хотел терпеть, он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...
-Другие! Вот бы увидеть их! — мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях.
-Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами, — вздыхал мечтатель.
-Ха-ха-ха, — смеялись звезды. - Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда.
- Люди знают все на свете. Они не молчат, как мы, - сказали пески.
- Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа, сказали звезды.
-Душа! Что это? Есть ли это у нас, кактусов?!- спросил кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова:
- Что за создание пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений. Разве сравнимы благоухающие цветы лугов с этими уродливыми кактусами?! Вот посмотрите, какой маленький уродец! Колючий! Зеленый!
Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы.
- Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?
Люди посмотрели вокруг себя, но больше таких кактусов не увидели.
- Да, видно, он один здесь такой, нежный!
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом, потому что на кактусе появился прекрасный белый цветок.
- Смотрите! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам! – воскликнули люди.
Люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
- О чем это они? – подумал кактус. - Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении.
А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу:
- Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив.
- Ваши впечатления. Чему учит эта сказка?
Ответы детей: (подсказки на желтых листах)
-Кактус отличался от других цветов, он показался людям некрасивым, и они назвали его уродом, но когда он показал свою душу, они пришли в восхищение.
-Нельзя судить о людях только по их внешнему виду, каждый человек, как и цветок, имеет право жить на планете в любви и радости.
- Кактус только с виду такой колючий некрасивый, а на самом деле он добрый и нежный.
Учитель читает стихотворение (слайд)
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
- Обсудите в группах, о каком важном понятии идет речь? (подсказки на зеленых листах)
- Да, это толерантность. Еще одно очень важное качество характера человека.
Создание дерева толерантности.
Классный руководитель. Перед вами дерево, это дерево дружбы, у него мощный ствол и крепкие сучья, оно может покрыться прекрасными цветами, но пока у него нет даже листьев. От вас зависит, как быстро наше дерево толерантности зацветет. От каждой команды прошу выйти по 5 человек. Перед вами в коробке листья дерева, на каждом написана какая–либо черта толерантной личности. Одна команда прикрепляет листья с правой стороны дерева, другая – с левой. Когда, на ваш взгляд, листья закончатся, прикрепите цветы. Побеждает тот, у кого дерево зацветет быстрее, а в коробке не останется ни одного листика.
(Команды выполняют задание. В коробках обеих команд листики с надписями: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, злоба, ненависть, жестокость, пренебрежение, презрение, раздражительность, нетерпимость к другим, недоверие, неумение владеть собой.)
Учитель:
-Вот видите, каким красивым стало наше дерево!
Игра «Пойми меня».
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём, каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т.е. он слепой, второй – ничего не слышит, т.е. он глухой, а третий не может говорить, он немой.Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.
Стихотворение читает ученик
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Учитель:
- Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
- А что же нас всех объединяет, делает гражданами одной страны?
Все мы – россияне,
живём в одной стране,
у нас общий государственный язык,
единые государственные символы,
подчиняемся одним законам,
-Посмотрите на карту России. Какого она цвета? Почему она такая разноцветная? Что она напоминает? (Лоскутное одеяло)
- Да, и именно лоскутное одеяло стало символикой олимпийских игр в Сочи 2014.
- Мы едины, но у каждого народа есть:
Свой язык,
своя национальная символика,
свои народные традиции и обычаи,
свой фольклор
свой быт.
Звучит песня «Родина моя»
Задание детям: Соединить пословицы о Родине.
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и скажите составленные пословицы.
- Молодцы! Спасибо за участие!