Притчи о воспитании

19.03.2014 04:26

Притчи для родителей

 

Вопросы о том, как воспитывать сына или дочь встают перед каждым родителем, но всегда ли мы осознаем, какие качества на самом деле ценны, что является лучшим подарком от нас для наших детей, в чем отличие воспитания девочки от воспитания мальчика? Ответы на эти вопросы, а также на вопросы о роли отца и роли матери в жизни ребенка - в притче о воспитании "Родители из небоскреба".

 

Родители из небоскреба

Пришел Мудрец в большой город и остановился у небоскреба. «Здесь помощь нужна», – подумал он. Вошел в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры мудрец услышал крик отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.

– Чего тебе, старик? – спросила она.

Опять послышался крик отца.

Женщине стало неловко.

– Экран телевизора одурманивает нашего Ребенка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, – извинилась она.

Мудрец произнес:

– Наполняй его светом и экран поблекнет перед ним.

– Что?! – удивилась молодая мама. – Тогда компьютер поглощает его!

Мудрец проговорил:

– Наполняй Ребенка культурой и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.

– Да?! – переспросила мама. – А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?

Сказал Мудрец:

– Зароди в нем понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.

– Старик, – сказала молодая мама, – я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!

Ответил Мудрец:

–        Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.

Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскреба недостаточно, чтобы познала я в себе свет, культуру, путь. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»

Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она сказала:

– Спасибо, старик!

На шум вышел муж с недовольным видом.

– Что происходит? – спросил он жену. – Кто он?

– Он – мудрец, – ответила жена. – Спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!

Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.

– Хорошо, – сказал он, – назови мне три качества для воспитания сына!

Ответил Мудрец:

– Мужество, преданность, мудрость.

– Интересно... Назови три качества для воспитания дочери!

Сказал Мудрец:

– Женственность, материнство, любовь.

– О, – воскликнул муж женщины, – это прекрасно! Дай мне наставление, старик!

Мудрец улыбнулся.

– Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.

Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить свое отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».

Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несет – мужество, женственность,  любовь... Кому нужны в нашем мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей – глупостям и дерзостям?.. Это есть педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто живет на сотом этаже небоскреба».

– Спасибо, старик! – сказал отец и обратился к жене. – Дай ему что нужно!

Но Мудрец не нуждался в дарах, вошел в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.

 

Как заставить сына учиться?

 

Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках.
- Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто немой. Не могу я терпеть такую муку, - сказал однажды сын.
- Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело, - ответил отец.
Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает.
- Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, - вступился за мальчика один из строителей.
- Он у нас на все руки, кроме науки, - сердито произнес отец, но сына отпустил.
- Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, - упрямился сын.
Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и предложил:
- Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником.
- У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика. Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить.

 

 

Гордость и мудрость

 

Принц был умен, образован и горд. Друзей у него не было, принц не дружил с теми, кто был ниже его по происхождению. Королева боялась, что гордость помешает сыну. Король, наоборот, считал, что гордость украшает принца. Однажды принц с охраной отправился на рыцарский турнир. По дороге банда разбойников напала на принца и его спутников в лесу. Никто не уцелел, кроме принца, который сражался, как лев. Но разбойники набросили на него сетку и связали юношу. Увидев богатую одежду юноши, атаман разбойников хотел получить за него выкуп. Но принц отказался говорить. Тогда юношу избили и приковали в пещере железной цепью. Принца почти не кормили. Он выжил благодаря одному бродяге, который тайком приносил ему воду и лепешки. Бродяга тоже был пленником и носил железные цепи на ногах, но он мог свободно ходить по лагерю. Однажды ночью бродяга пришел к принцу и прошептал:
- Я вижу, что ты благородный юноша, и хочу рассказать тебе свой план.
Принц пробормотал сквозь зубы:
- Я не разговариваю с бродягами.
Бродяга замолчал и исчез. Оказывается, он каким-то образом снял цепь и бежал. Вскоре армия короля разгромила разбойников. Принц был еле жив. Когда доктора поставили принца на ноги, отец сказал:
- Сын, мы узнали о тебе, благодаря одному бедняку, который спасся от разбойников. Он сказал, что хотел бежать вместе с тобой, но ты отказался с ним говорить.
- Разговаривать с бедняками - ниже моего достоинства, - высокомерно ответил принц.
- Глупость и гордость растут на одном дереве, - вздохнув, заметила королева.
- На горной вершине гордости не держится вода мудрости, - согласился с ней король.

 

Притча: Ведь это всего один час…

После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома. 
– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…
– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.
– Сколько денег ты получаешь?
– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!
Ребенок поднял на него грустные глаза.
– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?
– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?
– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.
Отец вышел из себя и закричал на сына:
– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!
Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати. 
– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.
– Нет, я лежу и думаю…
– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.
Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.
– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!
Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:
– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.
– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

 

Притча: Неиссякаемое наследство

Жил на свете старый священник, а с ним – двое его сыновей. Как-то раз удивило их одно известие: нежданно-негаданно унаследовал старик немалые деньги. Вскоре священник получил завещанную сумму, сказал о том своим детям, а они недоумевают:
– Отец, что же ты с такими огромными деньгами делать-то станешь?
– Помогать буду всем страждущим, – отвечает он, – кормить несчастных и немощных. Коли кто в нужде окажется, всегда выручу, каждому нищему да убогому подам.
– Ох, батюшка! Ведь этак мы без копеечки скоро останемся! Воля твоя, только дал бы ты нам нашу долю, а сам уж поступай по разумению своему.
Согласился священник, поделил деньги мудро, по совести и отдал детям их законную часть. 
Сыновья с отцом распрощались, из родного дома своим путем пошли. А старик жил да добро творил: кормил несчастных и немощных, страждущим помогал, нищим и убогим подавал. Много он расходовал, однако деньги не иссякали.
Сколько времени с тех пор прошло – неведомо, только однажды на пороге родного дома появился один из сыновей старика. Был он купцом, человеком небедным, да судьба оказалась к нему не слишком добра. Ничего не осталось от прежнего достатка, а из-за долгов грозила ему тюрьма. Выручил священник свое дитя, от долговой ямы спас, приютил. Стали жить они вдвоем. 
Затем и другой сын нищим явился к отцу. Быстро истратил он свою часть наследства, остался бесприютным и странствовал с сумой. Нашлось и для него место у сердобольного старика. Зажили, как в прежние времена, втроем.
Все вместе шли они дорогой добра, однако сыновья не уставали сокрушаться: глупо, впустую растратили наследство, по ветру две трети завещанных денег пустили. Но отец успокоил своих раскаявшихся детей:
– Деньги эти душе вашей спастись помогли. Полно вам, не печальтесь. Все, что случилось с вами, к лучшему. Оставшихся денег, пусть это всего треть, и после смерти моей надолго вам, дети, хватит. Будете поживать да людям помогать.
– Как же такое возможно, батюшка? – удивились сыновья. 
– Всевышнему все ведомо. Не позволит он оскудеть той руке, что оказывает помощь и творит от чистого сердца добро.

 

Предлагаю Вашему вниманию короткую, но очень важную

притчу о воспитании детей.

 

Приходит дочь к отцу и говорит:

— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, я не вижу в ней никакого смысла! У меня постоянно трудности и проблемы… Я все время плыву против течения.. У меня просто нет больше сил!!!… Что мне делать??? 
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе.

Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

— Что изменилось? — спросил он девушку.

— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. — ответила она.

— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.

Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым.

Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. 
Тоже самое происходит и с людьми — сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.

— А кофе? — спросила дочь.

— О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее — превратил кипяток в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не меняются под давлением обстоятельств — они сами меняют обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из любой, даже самой неблагоприятной ситуации.

Я хочу, чтобы ты прекратила вести себя как “морковка”, вспомнила о том, что ты человек, счастье которого – в его собственных руках!

Будь как кофе. Будь сильнее кофе!

Меняй обстоятельства, а не меняйся сама!!

 

Поспорили как-то чувства. Кто сильнее?

– Я сильнее, – сказала Ненависть. – Я могу заставить человека совершить что угодно, благодаря мне появились Предательство и Гнев.

– Нет, я сильнее, – сказала Ревность. – Благодаря мне хоть и не появились никакие чувства, но зато я могу толкнуть человека на преступление, даже на убийство.

– Ну что вы!!! – возмутилось Одиночество. – Что такое убийство! Вот я могу до самоубийства довести, значит я сильнее.

– Да нет же! – воскликнула Доброта. – Зачем Вы говорите о таких ужасных вещах? Я сильнее, я могу помочь созидать, дарить, делить.

– Ха! И в чем тут сила? – перебила её Ненависть! – Это ерунда! Подумаешь, созидать!!! Если все станут ненавидеть друг друга то кому оно нужно, твое созидание?

– Не спорьте! Сильнее меня нет, - воскликнула Любовь. – Я могу хорошего человека сделать плохим, и наоборот. Я могу увести за собой. Я могу преодолеть любые препятствия.

– Но в наше время Любовь уже никто не ценит, – пробурчала Измена.

– Да, Любовь давно сдала свои позиции, – ухмыльнулось Сомнение. – Выходит, все одинаковые, – протянуло Разочарование.

– А вот и нет! – сказала Мудрость. – Есть чувство, которое не кричит о своей силе, но оно намного могущественнее любого из вас. Оно преодолевает Предательство и Гнев. Оно не боится Ненависти, оно совсем не знакомо с Изменой, оно несет в себе Любовь, и может созидать, дарить. Оно сильнее каждого из вас в отдельности, и даже всех вместе, потому что не знает страха и своей силы.

– Не может быть!!! – вскричали все хором, – Такого не бывает! Нет такого чувства, а если и есть, то где оно?

– Ему некогда участвовать в ваших спорах. Оно и сейчас оберегает, наставляет и защищает, а не теряет понапрасну время. Оно всегда на страже Счастья и Покоя. Потому что это –Материнство.

 

 

Это было в Японии. Одна из столичных газет в Токио разместила объявление: «Продаются родители: отец 70 лет, мать 65 лет. Цена - 1 000 000 иен (около 10 000 дол), и ни одной иеной меньше». Люди, читавшие это странное объявление, удивлялись: «Ну и времена настали! Дети уже родителей продают». Другие добавляли: «Как только власть такое допускает?» Сколько шума наделало это объявление! Его обсуждали дома и на улицах, словно сенсацию. Газета с объявлением попала в руки молодой семье, которая недавно похоронила своих любимых родителей, погибших в автокатастрофе. Супруги были в скорби, и чье-то желание продать родителей выглядело для них кощунством. Молодые люди представили, что ощущают несчастные родители в этой ситуации. Чего им ждать от таких детей? Они решили выкупить стариков и окружить их своей любовью. Взяв необходимую сумму, отправились по указанному адресу. Когда супруги пришли на место, то увидели роскошную виллу, утопавшую в цветах. Они решили, что в объявлении какая-то ошибка, однако решили позвонить. Им открыл пожилой мужчина с приятной улыбкой. Они рассказали об объявлении в газете, о том, что потеряли родителей и решили выкупить старенькую пару. И попросили прощения, что потревожили мужчину, так как, наверное, ошиблись адресом. - Нет, вы не ошиблись, заходите! - пригласил взволнованный господин. - Сейчас я позову жену. Он быстро вернулся вместе с женой и стал объяснять: - Мы - владельцы этого дома. Имеем и другое ценное имущество. У нас нет детей, а нам хотелось бы оставить все это богатство хорошим людям. Вот мы и дали такое объявление. Решили, что на него откликнется только достойный человек. Честно говоря, мы сомневались, что найдется покупатель на такой товар. Ваше желание вам делает честь, а нам - принесет радость. Мы уверены, что вы и есть те люди, которым мы можем оставить все нажитое. Вот так хорошие дети нашли хороших родителей, а заодно и вознаграждение за свои добрые и чуткие сердца.
Источник:https://www.zid.com.ua/rus_creativework/prytcha-prodayutsya-rodytely